Журнал Клуба Бизнесменов | Успех, бизнес, финансы


August 26, 2007

Интенсивная социально-психологическая подготовка политических активистов

Filed under: Основная, Психология — Admin @ 10:30 pm

Современные требования, предъявляемые к системе психологического сопровождения политической деятельности, выдвигают на передний план активные методы обучения. К их числу можно отнести интенсивную социально-психологическую подготовку клиентов, осуществляемую многими консалтинговыми и PR-агентствами. Организационной формой этой подготовки обычно являются индивидуальное психологическое консультирование, краткосрочные и долгосрочные курсы обучения (деловые игры, тренинги или семинары). Их проходят кандидаты на выборные должности, политические деятели различных уровней, а также рядовые политические активисты.

Прежде всего, рассмотрим понятие «социально-психологическая подготовка», под которой в психологии традиционно понимается целенаправленный процесс обучения основам социально-психологической науки, а также формирование умений и навыков оптимального взаимодействия и взаимовлияния.

В социально-психологической подготовке можно выделить как традиционные, так и радикальные методы обучения. К первым относятся лекции, беседы, семинары и т, д. Ко вторым — современные технологии обучения, социально-психологические тренинги, деловые и ролевые игры. Считаем, нет необходимости доказывать преимущества радикальных методов обучения в системе социально-психологической подготовки, применительно к задачам политического консультирования.

В данной работе вводится понятие «интенсивная социально-психологическая подготовка» и предлагается рассмотреть некоторые ее аспекты. Концептуальная модель этого вида подготовки базируется на основе общепсихологической теории деятельности, позволяет перевести процесс социально-психологической подготовки на качественно новый уровень и включает в себя следующие структурные элементы:

— резкое количественное увеличение объема знаний при условии критического осмысления имеющихся, их «инвентаризация», избавление от «информационного балласта»; использование информации в Программе обучения в соответствии с критериями новизны, актуальности, интереса и определенной личностной значимости для клиентов;

— максимальное использование коллективных, групповых форм обучения, выступающих как важнейший резерв повышения творческой активности заказчика;

— активное использование современных социально-психологических технологий обучения, тренингов, основанных на новейших достижениях психолого-педагогических наук;

— подбор специально подготовленных преподавателей, консультантов, психотренеров;

— тщательно продуманное организационное обеспечение подготовки, предполагающее напряженный график работы (как правило, около 12 часов в сутки); проведение курсов в специально отведенных благоустроенных оздоровительных комплексах;

— организация системы релаксационных мероприятий, позволяющих достигнуть предельной концентрации усилий участников на эффективную работу.

Остановимся на одном из элементов структуры интенсивной социально-психологической подготовки: «Активное использование современных социально-психологических технологий обучения, тренингов, основанных на новейших достижениях психолого-педагогических наук».

В качестве методологического подхода к проблеме представим процесс в виде единой, целостной технологии, конечной целью которой является качественная подготовка клиентов в соответствии с заданными заказчиком целями, которые можно представить в виде структурной модели. Эта «модель» включает в себя решение следующих задач:

а) каких целей должен достигнуть обучающийся
б) что он должен знать,
в) что он должен уметь.

То есть, речь идет о наборе личностных и профессиональных качеств, заданных целью подготовки. Следовательно, цель Программы подготовки выступает главным системообразующим фактором в выборе тех или иных социально-психологических тренингов. Например, при подготовке кандидатов на выборные должности необходимы одни тренинги (тренинг публичных выступлений, ведение теледебатов, проч.) при подготовке рядовых политических активистов — иные (агитационная работа с населением, общение по телефону и т.п.) .

Однако, при всей многовариантности целей Программ обучения, существует единый подход в определении функций и задач тренингов. Каждый из них выступает как:

а) метод познания окружающей нас действительности;
б) форма обучения;
в) средства оптимизации коммуникативных навыков.

Детализируя, раскрывая суть сказанного, следует отметить и ряд других конкретных задач, стоящих перед психотренером, использующим социально-психологические тренинги, это:

— выработка клиентом навыков анализа собственной личности, группы и социально-психологической ситуации;

— формирование умений оптимального общения;

— выработка навыков и умений ориентироваться в социально-психологических ситуациях;

— сплочение групп;

— создание в команде высокого уровня мотивации при выполнении групповых заданий;

— выработка умений и навыков по разрешению конфликтных ситуаций;

— формирование навыков снятия психического напряжения (релаксации).

Технология любой Программы обучения включает, как правило, три основных блока, которые обеспечиваются определенной группой социально-психологических тренингов (СПТ).

1-й блок: «Кто я?»
Этот блок обеспечивается набором СПТ, позволяющих клиенту познать себя, собственное «Я» и проникнуть в такие глубины собственной личности, о которых он имел самое смутное представление. Эти тренинги проходят через весь курс и позволяют слушателю увидеть огромную разницу в представлении о себе в начале и в конце подготовки, что помогает ему скорректировать личностные недостатки, которые мешают достижению поставленных целей.

2-й блок: «Я — профессионал.»
Основное значение СПТ этого блока состоит в том, чтобы сформировать определенные умения и навыки, необходимые клиенту в его политической работе. Привязанность данных качеств к практической деятельности достигается тем, что слушатели сами во время «мозгового штурма» воспроизводят «модель идеального поведения», а затем, в процессе проведения последующих тренингов, отрабатывают более детально отдельные характеристики собственной модели. Правда, следует заметить, что второй блок не является доминирующим, а рассматривается лишь через призму социально-психологических задач, стоящих перед комплексной подготовкой клиента.

3-й блок: «Я и команда»
Назначение СПТ этого блока — выработать умения и навыки группового взаимодействия, групповой мотивации, налаживания межличностных контактов, отработки технологии управления коллективом, выработка умений создавать работоспособную команду, сплачивать ее, снимать конфликты, возникающие в группе в процессе ее деятельности.

No Comments

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Sorry, the comment form is closed at this time.


Все авторские права сохранены | Powered by MasterIT | Форум Бизнес клуба | © Бизнес клуб

Яндекс.МетрикаBusiness Key Top Sites