Журнал Клуба Бизнесменов | Успех, бизнес, финансы


July 10, 2007

Лечение цветом. Мода и гармония

Filed under: Основная — Admin @ 12:59 pm

ОТ АВТОРА

Пользуясь приятной возможностью, выражаю искреннюю признательность Бэлле Глинер, Е. А. Бахрах, д-ру Дж. Н. Сеарфоссу, Г. П. Жарковой, В. С. Козлову, д-ру Н. Н. Николаенко. С. Джанджеава, Н. К. Тодуа, А. И. Иванову, а также Фроловым, Хомутинниковым и Гулецким за постоянное внимание и горячую поддержку в работе.

С удовольствием благодарю за обсуждение темы и неоценимую помощь в исследованиях сотрудников СПбГУ, МГУ, Эрмитажа, Центра нетрадиционной диагностики и многих других учреждений России, без заинтересованного участия которых ни эта, ни предыдущие брошюры не увидели бы свет.

Н. Серов

Цвет сам по себе что-то выражает — от этого нельзя отказываться.
Это надо использовать. Винсент Ван Гог
Предисловие

Всеобъемлюще значение света и цвета. При их отсутствии у нас наступает «световой голод», который сопровождается не только внешней бледностью, но и апатией, сонливостью и даже депрессией.

Избежать этого помогает физиотерапия. Воздействие светом, ультрафиолетовыми (УФ) или инфракрасными (ИК) лучами в лечебных целях общеизвестно. Хотя и не всем понятно.

Однако между ИК- и УФ-лучами существует огромнейшая совокупность видимых цветов. И эти цвета воздействуют на нас, нередко минуя зрение.

Воздействуют так, что порой никто и не догадывается об этом. Но постоянно прибегает к цветолечению. К самолечению цветом. Разумно ли это? Принимать лекарства, назначение которых не известно.

Кто не сталкивался со своими любимыми и нелюбимыми цветами. Несложно объяснить почему одни цвета нам нравятся больше, другие — меньше. Но кто объяснит, почему мы носим третьи?

Именно эти симпатии и антипатии являются наиболее глубинными (неосознаваемыми) проявлениями нашей духовной индивидуальности.

Проявлениями, которые своими цветами ведут нас по жизни. Влекут за собой. Воспитывают душу. Лечат тело.

Глава 1. Цвет, душа и тело

Сказители называли цвета «божествами». Художники — «материальными состояниями души» и уравнивали их с человеческими чувствами.

Ученые же выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Или телесную и духовную составляющие.

А эти две составляющие имеют близость к эмоциям — к телесным проявлениям нашей души. Еще в XIX веке знали, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости реакции, силы и др.

1.2. И эти же изменения вызывает у нас действие различных цветов, приведенное в табл. 1.

Таблица 1. Воздействие цвета на человека, усл. ед.
Действие цвета Пульс, давление, частота дыхания Скорость реакции Мускульная сила
Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Синий
Фиолетовый
Черный
+45
(+26)
+7
-5
-12 +3
(+2)
0
-2
(-15)
-30 +12
+5
0
-3
-6

Примечание: 0 — без изменений, (…)—экстраполяция.

Все это говорит о прямом действии цвета на тело. И ведомая телом душа чувствует это.

В нашем стремлении лучше приспособиться (к другу, к семье, к коллективу) цвет играет роль опредмеченных эмоций. То есть цветом одежды или машины мы часто передаем все то, чего никогда не сможем сказать окружающим.

Не из-за боязни чего-либо. Нет. Скорее уж потому, что не можем выразить словами все реально ощущаемое, все чувствуемое нами. Словами можно передать осознанное, цветами — неосознаваемое.

Да и можно ли словами передать содержание своей души — все свое отношение к свету. К миру. К себе. К оружающим.

Цветовая задача нашей души состоит в устранении или в ослаблении неблагоприятных воздействий. Отвести нас подальше от противного раздражителя. Или удалить его подальше от нас. «С глаз долой — из сердца вон».

1.3. Как же это сделать, если не получается «с глаз долой»? Любая женщина видит, как цвет достигает наибольшей выразительности, если рядом с ним поместить немного контрастного цвета *.

* Контрастные, а строго говоря, дополнительные пары цветов при визуальном смешении дают белый и серый цвета. Вот эти пары: красный — голубой, оранжевый — голубовато-синий, желтый — синий, желто-зеленый — фиолетовый, зеленый — пурпурный.

Обратим внимание. Эти пары цветов не являются взаимообратимыми: например, контрастным к синему будет оранжевый, к желтому — фиолетовый и т. д.

И этот же контрастный в большей пропорции может «уничтожить» нежелаемый цвет. Так и появляются цвета наших одежд — в выборе цветов желаемых и уничтожении нежелаемых.

А ведь любимые нами цвета при сочетании с контрастными дают белый или серый цвета.

Не получается ли так, что душа наша стремится к нейтральности белого или серого цвета? Хотя тело и не может жить без цветового окружения модных одежд.

Душа или тело определяет наш выбор «просто» любимых цветов, цветов интерьера или цветов одежды?

Последуем же за Григорием Нисским, утверждающим, что душа — это внутренний образ тела.

1.4. Можно ли приписать каждому из нас определенные цвета? И будут ли отличаться цвета души от цвета одежд? Одинаковы ли эти наши внутренний и внешний цвета? Цвета души и тела?

Если бы они были одинаковы, то по цветам одежды можно было бы судить и о внутренних цветах человека.

Еще в 1970 году Клод Беллегард предлагал реализовывать в цвете истинные портреты личностей — «хромотипограммы». По какому же принципу создавать эти портреты?

Согласно тантрическому учению, человеческая личность соотносится со Вселенной на уровне тонких тел, которые взаимосвязаны через определенные энергетические центры.

Современная экстрасенсорика также выявляет в человеческом теле своеобразные энергетические поля. При этом устанавливается связь этих полей как с местоположением, уровнем, чувствами или функциями человека, так и с цветом каждого поля.

В табл. 2 схематично представлены эти данные.

Таблица 2. Энергетические поля человека
Цвета поля Ориентир, уровень Чувства или функции
белый (или макушка мышление
пурпурный) головы (сверхсознание)
фиолетовый затылок слух
синий брови интуиция
голубой шея зрение
зеленый сердце речь, долг
желтый пупок обоняние
оранжевый лобок вкус
красный кобчик осязание

Итак, зная какие чувства или функции наиболее развиты у человека, можно ли сказать нечто определенное и о его внутреннем цветовом пространстве?

Ведь только что мы видели, как выбор того или иного внешнего цвета «дополнял» излюбленный внутренний до белого или серого. И цвет одежд становился контрастным к цвету души. Уничтожал последний. Или подчеркивал его выразительность.

По всей видимости, оба эти варианта периодически сменяют друг друга.

Сначала человек совмещает цвета души и одежд в своем нравящемся единстве.

Когда же наступает цветовое утомление от этого единообразия, то цвет меняется на контрастный. Чтобы через нейтральный серый перейти к новому витку своей жизни, к новому цвету души, а затем и одежды.

1.5. Не будем говорить о человеке и цвете вообще. Посмотрим лучше на конкретные характеры людей и цветов. И на соответствия между ними. Сравним действие теплых (желто-красных) и холодных (сине-зеленых) цветов на людей определенного темперамента. Такие примеры приведены в табл. 3.

Получается, например, что под воздействием сине-зеленых цветов и холерик может стать почти флегматиком и т. д.

Так внешний цвет или устраняет, или ослабляет цвет внутренний, цвет-разражитель. Так цвета одежд, которые мы выбираем, воспитывают наши души. Так мы живем.

1.6. С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. И не ведая того, родители одевают малыша в излюбленные ими цвета. Цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. И ребенок вверился им — всезнающим.

Таблица 3. Действие цвета на характер человека.
Темперамент (Внутренний цвет) Характер, основные черты Действие внешних цветов
теплые холодные
Холерик (красный) Вспыльчивый, сорвиголова Легкомысленность Сдержанность
Сангвиник (желтый) Веселый, жизнелюб Несознательность Уравновешенность
Флегматик (зеленый) Равнодушный, медлительный Интеллектуальность Отстраненность
Меланхолик (синий) Серьезный, обособленный Контактность Замкнутость, уход в себя

Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам — снова желтый, позже — зеленый, синий и т. д.

Вместе с тем, смены любимых цветов уточняют по времени и фрейдовские фазы в психосексуальном развитии каждого ребенка. И это важно знать родителям, желающим устранить какие-либо психические отклонения у любимого отпрыска,

1.7. Интересно ведется воспитание детей в Японии. Сначала выявляются цвета, отсутствующие в их рисунках. Затем восприятие доводится до овладения всеми известными цветами как основой гармонического видения. «Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни»,— сверхзадача японского педагога.

На Западе же отсутствие какого-либо цвета в детских рисунках считается проявлением творческой индивидальности *. То есть тем, что в японской школе принимают как недостаток.

* Да и не только детей. Вспомним «желтизну полотен Ван Гога», «голубой и розовый периоды Пикассо», «красые цвета Руо» и т. д.

Разумнее все же считать, что нормальный уравновешенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

1.8. Предпочтения тех или иных цветов определяются в цветоаналитической психологии путем тестирования.

Многолетнее применение известных тестов позволило выделить «нормальную» личную цветовую шкалу, отклонение от которой считается выражением психической ненормальности. Или, как мы только что видели, индивидуальности.

Так, в 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цвета (см. четыре темперамента в табл. 3) — синий, зеленый, красный и желтый — большинство людей ставит на первых четырех позициях, а серый, фиолетовый, коричневый и черный — на последних.

Если у кого-либо это не так, то психолог говорит о «некоторых отклонениях от нормы». Например, отрицание красного цвета как предпочтительного указывает на «вытеснение потребности в возбуждении, слабом уровне активности» и т. п.

И одновременно опыт тестовых опросов выявляет, что низшие слои населения фиолетовый, желтый и коричневый цвета выбирают предпочтительными в два раза чаще, чем высшие слои.

А синий и зеленый цвета высшие слои предпочитают на 8 процентов чаще, чем низшие.

Цветовые предпочтения разных полов также различны: женщины чаще выбирают желтый и фиолетовый, мужчины — синий и красный.

Понятно ли это? Одинаковы или души, если тела различны?

Все реально в этом ирреальном мире цвета. В идеальном мире души, сочетающемся с материальным миром тела.

Амазонки, Жанна д\’Арк или Надежда Дурова. Театр Кабу-ки, мадам Баттерфляй или Тутси. Гэи и лесбиянки. Есть ли лучшие доказательства внеполового соотнесения души и тела.

Или кто-то еще не встречал женщин с мужским характером, женоподобных мужчин?

1.9. Поэтому в хроматизме понятие «пол» относится не столь ко к телесным, сколько к духовным признакам. А душа и тело объединены понятием интеллекта, который условно делится на три элемента, на три хроматических сублимата: сознание-социальные предписания, формальная логика и др., подсознание — эстетика восприятия, творчество и др., бессознание — телесные ощущения и др.

При нормальных условиях жизни в женском интеллекте главенствует сознание, а в мужском — подсознание и бессознание.

И каждому из этих сублиматов свойствен конкретный цвет, который связан с определенными функциями данного элемента и полом человека.

Общими или близкими по цвету элементами интеллекта для обоих полов могут являться и бессознание (оранжевый), и подсознание (синий) и сознание (зеленый и пурпурный).

Это обусловлено как единой нормой социального (сознательного) общения мужчины и женщины. Так и единым принципом восприятия друг друга, эстетических объектов или ассоцируемых цветов — независимо от пола и возраста.

Вместе с тем, человек — существо не только разнополое, Не только социальное, но и биологическое.

1.10. И, как биологически нормальное существо, он своим телом отличает теплые цвета от холодных.

К примеру, температура окружающей среды кажется на 2-3 градуса ниже реальной, когда человек одет в сине-зеленые тона. И выше, когда — в красно-оранжевые.

Если это различие еще как-то связано с полом или темпераментом, то от социального положения оно почти не зависит.

Еще один пример. Издавна мода навязывала пожилым людям всевозможные «старческие» цвета: блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные и др. Навязывала с их согласия. Как поясняется люшеровской методикой, — им эти цвета нравились.

Цветотерапевт же советует здоровым пожилым людям носить одежды ярких и сочных тонов. И одевая красные, оранжевые, желтые куртки или плащи, они говорят: «Конечно, физически за молодежью нам не угнаться, но зато чувствуем себя как молодые!»

1.11. Значит, какие-то нормы в цвете все же существуют, Хотя они и весьма индивидуальны. Тем более, в пределах своих половозрастных, социальных и других групп.

Именно поэтому «нормой» в цветолечении считается субъективное отношение пациента к своим устремлениям, по Люшеру, после их хроматического соотнесения с реальными цветами интеллектуальных элементов.

Только при выявлении данного минимума на специальных приборах цветотерапевт может назначить определенный курс и конкретные цвета.

Цветолечение позволяет в кратчайшие сроки восстановить необходимый для пациента компромисс между состоянием физического и психического здоровья.

Ведь цвет выступает здесь и как классическое психоаналитическое средство, которое «позволяет высказать невысказываемое». Вместе с тем, он дает еще и хроматическое отнесение индивидуально неосознаваемых сублиматов пациента.

Иначе говоря, курс цветотерапии приводит к индивидуальной норме его динамическую уравновешенность в чувствах и эмоциях путем цветовой сублимации вытесненных переживаний.

Цель — оптимальная адаптация внутренней и внешней среды пациента друг к другу. Развитие воли или внимания. Памяти или воображения. Ритма жизни или выносливости… В общем, того, к чему стремится интеллект пациента.

1.12. Как и в любой области медицины здесь также существуют свои противопоказания и ограничения.

Лечение цветом не рекомендуется непосредственно после приема пищи, при алкогольном опьянении или приеме лекарственных препаратов.

Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса.

Само по себе решение «обратной задачи» для люшеровских или иных аналитических методик без хроматической модели интеллекта никак не могло бы претендовать на сведение психики человека к норме путем цветолечения.

Реально же ограничения цветотерапии определяют прежде всего цвета бессознания.

Никакой врач не порекомендует носить больному, например, красные тона при гипертонии, или синие при апатии. Также как и в других областях медицины: индивидуализация нормы — главное.

Принцип врача: «Не вреди!»

No Comments

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Sorry, the comment form is closed at this time.


Все авторские права сохранены | Powered by MasterIT | Форум Бизнес клуба | © Бизнес клуб

Яндекс.МетрикаBusiness Key Top Sites