Журнал Клуба Бизнесменов | Успех, бизнес, финансы


July 19, 2007

Творческий eLearning, или Как создавался тренинг креативности

Filed under: Основная — Admin @ 5:27 am

Как-то одна серьезная компания (из лидеров рынка мобильной связи) — обратилась к другой компании — разработчику мультимедиа обучающих программ с нетривиальным предложением: сделать электронную игру про креативность, инициативность и ответственность.

Предназначаться игра должна для рядовых сотрудников колл-центров, где в основном работает молодежь. В колл-центрах Заказчик выращивает себе кадры, многие менеджеры начинают свое движение по карьерной лестнице оттуда. Высока там и текучка кадров из-за невысокого престижа профессии и серьезной нагрузки на операторов. HR-замысел игры таков — наглядно продемонстрировать сотрудникам, что требуется от них для профессионального и карьерного роста, как вписать творческий потенциал в рамки корпоративной культуры, где и как заявить о своих возможностях и находках (т.е. о здоровых амбициях).

Заказчик выдвинул требования: в игре не должно быть теоретических материалов, она должна длиться не более 2,5 часов. На выходе играющий должен стать креативно-ответственным и выдать минимум одну-две вполне прагматичные инициативы.

Когда автор этих строк прослышал о таком проекте, он внутренне присвистнул: «Ничего себе задачка! Расскажи об этом серьезным специалистам — недоумевать начнут. Нет таких мастеров, чтоб с такой воспитательной задачей справились! Бред это — креативность у компьютерного пользователя за два часа вызвать, да стоящую инициативу на гора из него заполучить».

Компания-разработчик, однако, думала иначе. Обратилась она к одному моему знакомцу, назовем его Литвин, с просьбой разработать сценарий игры. Литвин говорит: «Мне нужно два месяца подумать, потом за месяц я эту задачу повалю».

И стал он думать:

1. Креативность — это состояние души. Вызвать его административным воздействием затруднительно.

2. Креативность — это всегда недовольство тем, что есть в компании, и удовольствие от того, чего нет и маловероятно, что будет.

3. Творческий субъект — существо неудобное, по натуре бунтарское. Вместо того чтоб обязанности безропотно выполнять, оно норовит все переделать, а то и сломать, да в придачу и коллектив взбудоражить.

4. Поскольку инициативность наказуема, нужно нести за нее ответственность. А кому это охота?

Нет, не справлюсь я с этой задачей, решил Литвин, глубоко, кстати, убежденный в том, что креативность свойственна всем нормальным людям по определению. Сделаю я лучше игру про уверенность в себе, про то, как творческие начала гибнут либо из-за чрезмерной самоуверенности инициатора, либо из-за его неуверенности в себе, в своих силах. Проблема не столько в креативности, сколько в способности человека (креативного по определению) оставаться способным к организационно-приемлемой деятельности после того, как творческая идея его посетит.

Так тренинг–игра креативности внешне стал походить на тренинг–игру про уверенность в себе.

По замыслу Литвина, главный персонаж игры (по имени Игрок) оказывается в ситуациях, требующих выбора адекватных форм поведения в ходе вызревания, оформления, бизнес-планирования и презентации креативных решений. Как вести себя, если коллеги воспринимают идею в штыки? Когда менеджер хочет присвоить или игнорирует ее? Когда ты сам не уверен в реалистичности идеи? и т.п.

Заказчик оказался креативным и принял доводы Литвина. Однако требования добиться от играющего выдвижения творческих инициатив не снял. Напротив, стал еще настойчивее предъявлять.

Стал Литвин дальше думать, а точнее, спрашивать себя:

* Как вызвать у играющего творческое озарение?
* Как он сможет оценить ценность своей идеи?
* Как привить вкус к творчеству, когда безынициативная жизнь куда спокойнее и комфортнее креативного «безумства храбрых»? и т.п.

Увы, ничего творческого не придумал Литвин, но выкрутился, прибегнув к так называемым эвристикам.

Эвристики — это специальные системы вопросов, позволяющие, с одной стороны, генерировать идеи, а с другой — оформлять их в ясной и понятной форме. Например, приходит Игрок в Общество Учета Инициатив, а ему тамошний Эксперт говорит (=предъявляет эвристику):

Опишите реальное противоречие, которое может быть разрешено с помощью Вашей инициативы —

и предлагает заполнить ЖРИ (журнал регистрации инициатив), последовательно отвечая на задаваемые этим журналом такие, например, вопросы:

1. Что противоречит чему?

2. Когда противоречие обостриться до предела, произойдет следующее:

3. Противоречие возникло потому, что …

4. Это противоречие можно разрешить так:

или так …

5. Если противоречие будет развиваться и разрешаться само собой, это приведет к …

6. Процесс разрешения противоречия будет управляем, если … и т.д.

Усомнился я в действенности таких эвристик, а Литвин говорит: «А ты возьми любую свою идею и прогони ее через эвристику, потом говорить будешь».

Я попробовал. Помогает! (Коли не верите, попробуйте сами.)

Так размахнулся Литвин, столько эвристик понапридумал, что вместо игры-тренинга предложил Заказчику сделать «Генератор управленческих решений для топ-менеджеров». Однако этого Заказчику не надо было.

Огорчился Литвин, что Заказчик всегда прав, и составил по желанию последнего алгоритм документирования идей. Причем такой, что эти идеи автоматически фильтруются (т.е. оцениваются и проходят предварительный отбор), прежде чем стать предметом внимания менеджмента или коллег Игрока, ой, простите, Играющего.

Пройдя фильтр, Игрок–Играющий имеет возможность провести маркетинговое исследование эффективности своих идей, включая конкурентные отношения; поработать над ее информационным обеспечением (к примеру, поинтересоваться, а не выдвигал ли кто эту инициативу до него) и, наконец, задокументировать эту идею в соответствии с корпоративными требованиями Заказчика.

— Как это тебе удалость сделать такой тренинг? — спросил я Литвина.

— Проще простого, — ответил тот. — Не берись за заказы, которые можно реализовать.

Владимир Наумов

No Comments

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Sorry, the comment form is closed at this time.


Все авторские права сохранены | Powered by MasterIT | Форум Бизнес клуба | © Бизнес клуб

Яндекс.МетрикаBusiness Key Top Sites